Сведения об образовательной организации
Назад к списку

Школьный травматизм

  Каждая третья травма получена детьми младшего школьного возраста. Почти половину всех зарегистрированных повреждений получают дети в возрасте от 11 до 14 лет. Они и составляют основную группу риска по всем видам травматизма.Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. 

С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих. 

Во-вторых, современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. Следующая причина детских травм — невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы. 

Большинство повреждений (до 80 %) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. 

 Частой причиной травм становятся падения с лестницы, реже – с учебных столов или парт, подоконников, а также вследствие «подножек». При падениях с лестницы в результате неосторожности, торопливости и хулиганских действий можно получить опасные переломы, вывихи или другие травмы. 

 Причиной получения серьезных травм могут быть шалости одноклассников. Дурные шутки, например, гвоздь или карандаш на сиденье могут стать причиной серьезных повреждений. Травмы могут причинить различные колющие и режущие предметы – остро отточенные карандаши, ручки, циркули, кнопки, угольники, ножницы и другие предметы при неосторожном их применении и баловстве. Удар учебником или портфелем по голове может привести к сотрясению головного мозга ребенка. 

Внимание подростков часто притягивают различные технические устройства, приборы, источники энергии и водоснабжения, противопожарное оборудование. Даже простейшая по своей конструкции радиаторная батарея отопления представляет серьезную опасность. Если удариться о нее головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение, требующее оказания квалифицированной медицинской помощи. 

 По травмоопасности с чугунными батареями успешно соперничают двери. Детские шалости с дверями очень части приводят к травмам рук и ног. Также возможно получение травмы на уроках химии, физики, биологии, физической культуры, технологии. Причинами травматизма чаще всего становятся нарушения техники безопасности на уроках.Травмоопасными могут стать и места общего пользования. Во всех возрастных группах уровень травматизма среди мальчиков выше по сравнению с девочками. 

Травмы верхних конечностей заняли первое место в структуре локализации травм. 

 Второе – травмы головы. 

На третьем месте – травмы ног. По тяжести травм более половины всех травм составили переломы. 

 Основная причина травм, полученных в школах, - различные падения:от поскальзывания и столкновений друг с другом, с лестницы, со спортивного оборудования. Из – за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них – на перемене. В результате занятий со спортивным оборудованием на уроках физкультуры получено 14% школьных травм. 

 У младших учеников повреждения могут быть вызваны другими причинами. Дети в этом возрасте подвижные и несдержанные. Они иногда травмируются в квартире, в школе. Взрослый, является каким – то барьером при травматизме, поэтому дети пытаются лишиться присмотра, чтобы беспрепятственно совершать то, что взрослые запрещают: драться со своими ровесниками, кататься на велосипедах, самокатах, санках, лазить по деревьям, в открытые люки, по пожарным лестницам. Поэтому необорудованные детские площадки, загромождённые дворы, открытые люки, канавы, перила лестницы тоже очень опасны. 

 Особенно опасными для детей являются не ограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с балконов, лестниц, деревьев. Всё вышеперечисленное приводит к тяжёлым травмам. 

 Основной причиной школьного травматизма является недостаточная воспитательная работа: дети проводят, перемены как им заблагорассудится. Дети должны твёрдо осознавать, что во время уроков труда, физкультуры, химии, физики необходимо быть очень внимательными, собранными, тщательно следовать объяснениям учителя, строго придерживаться техники безопасности. 

 Поведение учителя при обнаружении случаев школьного травматизма: 

1.Учитель обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка, график дежурства на переменах. 

2.Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в школе, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создаёт угрозу жизни и здоровью людей. 

3.При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы, родителей учащегося, поставить в известность администратора. 

4.Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведёт к аварии. 

5.При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправное оборудование и приспособления запрещается. 

6.Руководитель образовательного учреждения обязан также немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о произошедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или лицам, представляющем его интересы, и запросить заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего. 

 Поведение учащихся на переменах: 

1.Во время перемен запрещается бегать по коридорам, толкать других учащихся, бросать друг в друга различные предметы и применять физическую силу.Этот запрет связан с заботой о здоровье каждого ученика. Обучающийся должен помнить, что большинство школьных травм случается во время перемен. 

2.Запрещается кричать, очень громко разговаривать, шуметь. Ученик обязан понимать, что за короткое время перемены он должен успеть отдохнуть, чтобы нормально работать на следующем уроке. 

3.Запрещается во время перемены открывать окна и сидеть на подоконниках, находиться в классе, если нет учителя. 

4.Ответственными за поддержание порядка в коридоре являются ученики и учитель дежурного класса. Все остальные обучающие должны беспрекословно выполнять их требования и распоряжения. 

 Поведение учащихся в столовой

1.Учащиеся каждого класса пользуются услугами столовой в соответствии с графиком посещения столовой классами, утверждённым директором школы. Такой порядок установлен для того, чтобы каждый ученик имел возможность пользоваться столовой в максимально комфортных условиях. 

2.Дежурные классов приходят в столовую раньше, накрывают столы и получают блюда для своего класса в порядке очереди.3.Во время приёма пищи можно негромко разговаривать, но следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу. 

4.Учащийся имеет право принести в столовую завтрак, принесённый из дома, купить в буфете то, что ему нравится. 

5.После приёма пищи учащиеся приводят в порядок стол, за которым ели. Грязную посуду уносят в мойку. 

6.Учащиеся бережно относятся к имуществу столовой, уважительно относятся к работникам столовой. 

7.Запрещается появление в столовой людей в верхней одежде. 

 Помимо детского травматизма имеют место несчастные случаи среди педагогического и технического персонала образовательных учреждений, например, травмы, полученные: 

•учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры; 

•во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами; 

•вследствие падения тяжелых предметов на работников; 

•вследствие падения работников со стульев во время перемещения плакатов, таблиц и т. д.; 

•при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук работников и т. д. 

Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано: 

•с нарушением правил эксплуатации оборудования; 

•с недостаточным контролем создания здоровых и безопасных условий труда в классах, кабинетах, мастерских; 

•с привлечением к работе плохо обученного в области охраны труда учебно-педагогического персонала; 

•с нарушениями трудовой и производственной дисциплины.